Ателье Mode Elegance - пошив модной одежды
Москва,
Ленинский проспект, д.91/1
style@mode-elegance.ru
Схема проезда
Телефоны:+7 (495) 720-02-75, +7 (903) 720-02-75 Задать вопрос Вызвать мастера на дом Предварительная запись Время работы:
Пн-сб: с 10.00 до 21.00.
Вс: выходной.

Вышивка гладью

Вышивка гладью

Вышивка гладью среди всех видов рукоделия занимает особое место. С одной стороны, этот метод вышивки довольно прост, и обычно именно с него начинается обучение искусству вышивания вообще. А с другой стороны, освоив вышивку гладью в совершенстве, можно создавать удивительно красивые и сложные узоры. Достаточно посмотреть на лучшие образцы искусства старинных и современных мастеров, чтобы убедиться, что возможности вышивки гладью практически безграничны.

Еще одно неоспоримое достоинство вышивки гладью — ее универсальность. Эта вышивка может сочетаться с самыми разными видами ткани, она подходит для столового и постельного белья, для носовых платков, но самое широкое применение она находит в одежде.

У славян с древних времен было принято украшать вышивкой как мужскую, так и женскую одежду. В наше время вышивка гладью чаще используется для украшения женской одежды, ее отдельных элементов и аксессуаров. Однако современная мода допускает использование фольклорных мотивов и в мужской одежде. Кроме того, вышивка гладью незаменима при создании театральных и концертных костюмов.

Не следует думать, что вышивка гладью неразрывно связана с фольклором и стилизацией под старину. Вовсе нет! Такая вышивка может украшать как повседневную одежду, так и вечерние или бальные платья. Белая, теневая, атласная и цветная художественная гладь позволяют создавать исключительно благородные узоры.

Приемы вышивки гладью

Главная особенность вышивки гладью состоит в том, что стежки должны заполнять всю площадь рисунка. Достигается это, как правило, путем сочетания нескольких видов швов. Одни предназначены для проработки тонких деталей, другие — для создания плоских или объемных элементов узора.

Шов «вперед иглу». Самый простой шов, который напоминает пунктирную линию. В качестве самостоятельного используется редко, но служит основой для некоторых более сложных швов.

Петельный шов. Игла движется сверху вниз со сдвигом в сторону, в результате чего вертикальные стежки образуют полоску, которая может быть сплошной (если стежки плотно прилегают друг к другу) или разреженной.

Стебельчатый шов. Косой шов, в котором стежки прилегают друг к другу плотно и отчасти перекрывают друг друга, располагаясь как бы лесенкой. В результате шов похож на тонкий шнур, а стебельчатым он называется потому, что именно им в растительных орнаментах чаще всего вышивают стебли и тонкие ветви растений.

Гладьевой валик. Прямой или криволинейный контур будущего валика намечается швом «вперед иглу», после чего этот контур обшивается мелкими стежками, плотно прилегающими друг к другу. Такой шов очень хорош для проработки тонких деталей узора и для создания узкой каймы по краю рисунка.

Вышивка гладью

Цепочка. Шов, состоящий из одинарного ряда петель. По исполнению несколько сложнее, чем швы упомянутые выше.

Плоская гладь. Наиболее простой способ заполнения больших площадей и широких элементов узора — таких, например, как листья и лепестки цветов в растительных орнаментах. Плоская гладь состоит из сравнительно длинных и плотно подогнанных друг к другу прямых или косых стежков.

Гладь вприкреп. Этот прием позволяет дополнительно закреплять длинные продольные стежки короткими поперечными. Благодаря этому гладь вприкреп дает возможность заполнять наиболее обширные площади и покрывать вышивкой фон или элементы больших размеров, для которых плоская гладь неприменима.

Гладь по настилу. Этот прием позволяет создавать выпуклые элементы. Сначала с помощью коротких стежков (например, швом «иглу вперед») создается «настил», а затем он обшивается поверху более длинными стежками. Увеличить выпуклость можно, либо используя двойной настил, либо делая длинные стежки по настилу в два слоя — сначала вдоль, а затем поперек. Последний вариант чаще всего применяется для создания выпуклых кружков — так называемых «пышечек».

Узелки. Делаются достаточно просто (нитка несколько раз навивается на иголку, после чего получившийся узелок завязывается вплотную к ткани). Применяются для создания миниатюрных выпуклых декоративных элементов.

Все перечисленные приемы, а также некоторые другие могут использоваться в вышивке гладью в различных сочетаниях. Но существуют также особые виды вышивки, для которых характерно преобладание определенных приемов и цветовых оттенков. О некоторых из них мы вкратце расскажем далее.

Белая гладь

В отличие от традиционной цветной художественной глади, вышивка белой гладью, как это видно из названия, осуществляется белыми нитками — как по более темной ткани, так и по белой. На светлой ткани такой узор заметен благодаря тому, что вышивка выполняется с настилом и большинство ее элементов — выпуклые. Чаще всего в качестве основы используется тонкая ткань, а для настила лучше подходят хлопчатобумажные нитки. Сама вышивка по настилу выполняется, как правило, шелком или мулине.

Вышивку белой гладью по белой ткани называют также «английским кружевом». Таким «кружевом» украшают, например, свадебные платья.

Атласная гладь

Вышивка тончайшим шелком с перекрывающимися стежками называется атласной гладью. Узор на лицевой стороне при этом способе работы получается гладким и блестящим, а стежки можно заметить только на изнаночной стороне ткани.

Теневая гладь

Теневая гладь — это вышивка мелкими стежками, в которой каждый следующий ряд или несколько рядов выполняются нитками нового оттенка. Благодаря этому оттенки и цвета плавно перетекают один в другой, создавая полутона и теневые эффекты.

Теневая гладь — самый сложный и кропотливый способ вышивки. Но именно благодаря этому способу могут рождаться уникальные по красоте рисунки. У мастеров, овладевших секретами теневой глади, получаются подлинные произведения искусства.

Существуют, например, выполненные теневой гладью копии картин, оригиналы которых написаны маслом.

Конечно, чтобы достичь такого совершенства, нужно иметь большой художественный талант и очень много работать. Но несомненно одно — лучшие образцы работ современных мастеров ни в чем не уступают тем великолепным старинным вышивкам, которые украшают сегодня многие музейные собрания мира.