Ателье Mode Elegance - пошив модной одежды
Москва,
Ленинский проспект, д.82/2
style@mode-elegance.ru
Схема проезда
Телефоны:+7 (495) 769-90-08, +7 (916) 518-94-20, +7 (903) 015-85-75 Задать вопрос Вызвать мастера на дом Предварительная запись Время работы:
Пн-пт: с 10.00 до 21.00.
Сб-вс: с 11.00 до 20.00.

Строчки

Если выдернуть или вырезать нити в двух направлениях, то получится сетка. Образующиеся при этом отверстия, а также оставшиеся непродернутыми нити входят в композицию узора.

Существует много видов строчевых вышивок. Особенно богата ими русская вышивка. Народные мастерицы создали разнообразные приемы не только выполнения сеток, но и разделок по ним, то есть заполнения квадратов.

Сетки и разделки выполняются в основном нитями в тон ткани, иногда и контрастными.

Все сетки по техническим приемам можно разделить на несколько больших групп.

Белая строчка

Само название говорит о том, что эта работа выполняется нитями в тон ткани. Для получения сетки выдергивают несколько нитей основы и утка. Вертикальные и горизонтальные столбики сетки обвивают белыми нитями. Перевитую сетку заполняют различными узорами. Наиболее распространенными приемами заполнения сетки являются плотный настил, штопка, одинарная и двойная рогожки, воздушная петля, паучки и т. д.

Строчевые вышивки характерны для многих районов нашей страны. На русском севере встречается стлань, выполняемая способом штопки по неперевитой сетке. Лишь после вышивки рисунка обвивают оставшиеся свободными столбики клеточек. На юге в стлань вводили цветную обводку и цветные разделки. В украинских вышивках сетку всегда перевивают, а после заполняют по рисунку и называют этот вид работы швом «кружево».

Порядок выполнения:

Первоначально по размерам рисунка выдергиваем сетку квадратной либо прямоугольной формы. Для этого по углам прямоугольника подрезаем по одной нити и выдергиваем их. Пересчитываем количество нитей по одной стороне сетки и в соответствии с рисунком рассчитываем число нитей на одну клетку. После этого по продернутым нитям швом «вперед иголку» пропускаем цветную нить, захватывая на иглу столько нитей ткани, сколько нужно для одной дырочки.

Число нитей, необходимое для формирования столбика, пропускаем под иглой. Например, по расчету получилось 7 нитей на клеточку. Значит, берем 4 нити на иглу для дырочки, а 3 нити пропускаем под иглу для столбика.

То же самое проделываем по всем сторонам сетки, следя при этом, чтобы крайние к углам клеточки не имели столбиков. Для крайних клеток сетки следует выдернуть на 1-2 нити меньше, чем по всей сетке, чтобы при обметывании края прямоугольника гладьевым валиком крайняя клетка не отличалась по размеру от других.

Надо также учитывать, что нити основы тоньше нитей утка, следовательно, чтобы получить правильные квадраты сетки, нитей основы нужно брать на 1-2 больше, чем нитей утка. Чем крупнее сетка, тем больше эта разница. Может случиться, что размер намеченной сетки не позволяет точно распределить все нити в соответствии с рисунком, тогда следует кое-где пропустить или прибавить 1 нить. Лучше это делать в столбике.

После этого заправляем ткань в пяльцы так, чтобы вся сетка лежала в пяльцах. Обрабатываем края гладьевым валиком. Если на столбик оставляем несколько нитей, их можно стянуть кисточкой, а гладьевым валиком обшить лишь промежутки между ними. Обработав весь контур сетки, можно приступить к выдергиванию нитей.

Для этого нити ткани, набранные на цветную нить, осторожно подрезаем с двух сторон и выдергиваем (ткань заправлена в пяльцы!), причем в каждой полоске сначала выдергиваем среднюю нить, а затем соседние - справа и слева. Сетке можно придать любую форму, не меняя при этом способ выдергивания нитей.

Готовую сетку перевиваем. Работу выполняем в диагональном направлении, поочередно обвивая то горизонтальный, то вертикальный столбики. При таком порядке обвивания сетка не деформируется. Закрепляем рабочую нить слева от столбика в точке а (рис. 42), подхватываем иглой первый столбик справа и выводим иглу снизу первого горизонтального столбика.

Зацепляемся за край сетки в точке б, переходим по изнанке в точку б1. Если же край сетки еще не обработан, то, выполняя гладьевый валик, спускаемся в точку б1 над вторым горизонтальным столбиком. Подхватываем горизонтальный столбик снизу и по изнанке под пересечением столбиков выводим иглу справа от вертикального столбика.

Обвивая его, переходим к следующему горизонтальному столбику и так движемся лесенкой по диагонали. При правильной обвивке на лицевой стороне сетки все обвивающие стежки на всех столбиках имеют одинаковое направление, а на изнаночной стороне стежки лежат только на пересечении столбиков.

Обвивание сетки при вышивке
Рис. 42. Обвивание сетки

Перевитую сетку заполняют различными строчевыми разделками.

Наиболее простые из строчевых разделок: настил, штопка, рогожка, паутинка.

Настил

Это прием заполнения клеточек в одном направлении - горизонтальном или вертикальном. Рабочей нитью поочередно переплетаем столбики сетки, заполняя ее клеточки плотными рядами. Пройдя через несколько клеточек согласно рисунку, рабочей нитью подхватываем последний столбик и поворачиваем назад, переплетая столбики в обратном порядке. Чем плотнее ложится настил, тем рельефнее выделяется на сетке узор.

Закончив оформление одного ряда клеточек, рабочую нить переводим по изнаночной стороне к следующему ряду и таким же образом вышиваем узор на сетке.

Для настила подходят нити слабого кручения. Можно использовать нитки, выдернутые из ткани.

Штопка (рис. 43)

В отличие от настила рабочая нить переплетает столбики в двух направлениях - горизонтальном и вертикальном. Переплетая столбики, наснованные нити переплетаются и между собой, образуя узор штопки. Мастера ателье Mode Elegance обращают внимание на то, что для штопки также подходят нити слабого кручения - ирис, мулине в несколько нитей, гарус и др.

Заполнение сетки штопкой
Рис. 43. Заполнение сетки штопкой

Рогожка, или полотняный шов

При этом виде заполнения сетки рабочая нитъ не переплетает столбики, а натягивается поверх них. Покрыв несколько клеточек согласно рисунку, зацепляем рабочую нить за последний столбик и на обратном пути обвиваем веревочкой наснованную нить, захватывая в местах ее пересечения столбики и сновочные нити, проложенные ранее в другом направлении.

Рогожку выполняют на одну, две, три и больше клеточек в соответствии с орнаментом. Рогожка может быть одинарная и двойная. Нити для нее используют сильно скрученные, лучше - катушечные.

Одинарная рогожка. Начинаем работу в точке 1 (рис. 44), прокладываем рабочую нить сразу поверх двух клеточек сетки, зацепляем ее за третий горизонтальный столбик в точке 2. При обратном ходе иглой с рабочей нитью подхватываем пересечение проложенной нити и второго горизонтального столбика в точке 3 и возвращаемся к точке 1.

Обвивая первый горизонтальный столбик, переходим в точку 4, из нее вновь прокладываем нить поверх двух клеточек в точку 5, обвиваем места ее пересечения со столбиками и, перейдя в точку 6, насновываем горизонтальные нити рогожки.

Горизонтальная насновка 6-7 пересекает не только вертикальные столбики, но и ранее сделанные вертикальные сновки. Все эти пересечения нужно обвить. Этим закрепляется рисунок рогожки на сетке.

Выполнение одинарной рогожки
Рис. 44. Последовательность выполнения одинарной рогожки в четырех клеточках

Вышивка "Двойная рогожка" выполняется так же, как одинарная, но нити лучше взять более тонкие, поскольку каждая клеточка засновывается двумя нитями вдоль и поперек. Сначала поверх сетки прокладываем и обвиваем на местах пересечения со столбиками одну вертикальную насновку 1-2 (рис. 45), затем параллельно ей в тех же клеточках прокладываем вторую вертикальную насновку 3-4, тоже обвиваем и так до конца в соответствии с рисунком. Как и в одинарной рогожке, горизонтальные сновочные нити обвиваются в местах пересечения с вертикальными сновками.

Выполнение двойной рогожки
Рис. 45. Последовательность выполнения двойной рогожки в пяти клеточках

Паутинка, или воздушная петля

Дает очень легкий, изящный узор, напоминающий снежинку. Можно выполнять паутинку в одиночных клеточках, а можно рассыпать по всей сетке в шахматном порядке или группами в зависимости от рисунка. Нити для паутинки брать сильного кручения.

Начинаем работу в точке 1 (рис. 46). Подхватываем сверху вниз верхний горизонтальный столбик так, чтобы игла находилась поверх проложенной нити (точка 2), затем таким же образом подхватываем правый вертикальный столбик (точка 3) и, оставив рабочую нить 2-3 под иглой, подхватываем нижний горизонтальный столбик (точка 4).

Чтобы на всех четырех столбиках клеточки получилась воздушная петелька, левый вертикальный столбик обвиваем в точке 6 над первой проложенной нитью 1-2. Обвивая столбики, переходим к следующей клеточке, выполняем в ней паутинку и т. д.

Схема выполнения паутинки
Рис. 46. Схема выполнения вышивки "паутинка" в одной клеточке

Цветная перевить

В белой строчке и стлани рисунок по сетке образуется вышивкой по готовым клеточкам. Но есть оригинальный вид вышивки, распространенный в Калужской, Рязанской и других областях центральной России. Здесь столбики сетки обвивают цветными нитями, преимущественно красными.

Цветную перевить выполняют по мелкой сетке. При подготовке ткани выдергивают нитей меньше, чем оставляет. Например, если при расчете на одну клеточку приходится 8 нитей, то для цветной перевити выдергиваем 3 нити, а 5 оставляем. Раскладка рисунка на ткани и расчет нитей для цветной перевити производятся так же, как при белой строчке. В цветной перевити столбики сетки обвиваются плотно, рабочая нить перевивает каждый столбик несколько раз.

При обвивке одним цветом необходимо обвить горизонтальные и вертикальные столбики поочередно, то есть переходя от горизонтального к вертикальному столбику лесенкой по диагонали (рис. 47). Чтобы ткань не просвечивала на пересечении столбиков, на них вышиваются крестики: при прямом ходе выполняется один диагональный стежок, при обратном - второй. Верхний стежок крестика должен лежать в одном направлении по всей вышивке.

Обвивание столбиков
Рис. 47. Обвивание столбиков в цветной перевити

Часто цветную перевить сочетают со стланью, то есть вначале вышивают отдельные мотивы полотняным швом или штопкой белым цветом, а затем оставшиеся вокруг узоров клеточки обвивают цветными нитями.

Для обогащения узора применяют и другие разделки, например шов «восьмерка» (рис. 48, а) или стебельчатый шов (рис. 48, б).

Их вышивают более толстой нитью в тон сетки на полоске из нескольких клеточек.

Шов восьмерка и стебельчатый
Рис. 48. Выполнение швов «восьмерка» (а) и стебельчатого (б) по цветной перевити

Края в цветной перевити обрабатываются гладьевым валиком. Нити, оставленные для столбиков, обвивают и затягивают, как в мережке «кисточка».

Вырезы, или вырезывание

Излюбленная техника на Украине и в ряде областей России. В полтавской вышивке есть изумительные по красоте сочетания вырезов со счетной гладью, мережками. Как правило, здесь сетки-вырезы украшаются воздушными петлями. Обычно вырезы выполняются белыми нитями или цветными неярких тонов.

Вырезы применяются в основном для геометрических узоров. В украинских вышивках в сочетании с другими техниками вырезы несут определенную нагрузку в орнаменте, создавая ажурные геометрические вкрапления. Очень красивы женские и мужские сорочки, выполненные с использованием этой техники.

Вырезы отличаются от перевити тем, что здесь вначале обрабатывается контур сетки гладьевым валиком, или качалочками, как их называют на Украине, а потом ткань в нужных местах вырезается. Отсюда и название техники.

Вырезывание
Рис. 49. Вышивка "Вырезывание"

Простейшие примеры техники вырезывания представлены на рис. 49. Границы квадратиков обработаны гладьевым валиком по счету нитей. Длина стежков гладьевого валика в вырезах может быть различной, что создает определенный рисунок.

Крупные сетки, выполненные в технике вырезывания, также заполняются различными разделками.

Строчки по письму

Среди строчевых работ особое место занимают так называемые строчки по письму, или строчки по вырези. Этот вид вышивки представляет собой сочетание сквозного и глухого швов. Работы, выполненные в этой технике, производят впечатление силуэтного изображения, как бы вырезанного из ткани (рис. 50).

Вологодская строчка по письму
Рис. 50. Вологодская строчка по письму

Выполнение тамбурного шва
Рис. 51. Выполнение тамбурного шва иглой

Тамбурный шов крючком
Рис. 52. Выполнение тамбурного шва крючком

Строчки по письму характерны для русского севера - Заонежья и Вологодской области. В большинстве случаев они выполнялись белыми нитками по белому полотну, со сложными сюжетными и сказочными мотивами. Строчками по письму украшались полотенца и подзоры к простыням. Контур нанесенного на ткань рисунка обшивается тамбурным швом в один (вологодская строчка по письму) или два ряда (олонецкая строчка по письму).

Выполняют тамбурный шов иглой (рис. 51). Чтобы получился более рельефный контур, тамбурный шов выполняют крючком (рис. 52). Пяльцы с вышивкой закрепляем перед собой. Левая рука и клубок с нитками находятся под пяльцами. Вкалываем крючок в ткань по рисунку бородкой вперед, под пяльцами справа налево накидываем на него нить. Поворачивая крючок в обратную сторону, подцепляем им нить и вытягиваем ее на лицевую сторону вышивки.

Олонецкая строчка по письму.

В этом виде вышивки контур рисунка обводят тамбурным швом два раза: сначала делают петли внутреннего ряда, а затем навстречу им вышивают петли внешнего ряда. Петли нужно делать небольшие, оба ряда петель располагать как можно теснее друг к другу, чтобы контур рисунка приобрел необходимую выпуклость.

При выполнении рисунка в первую очередь вышивают внутренние части узора, затем контуры; после этого на лепестках и листьях цветов прокалывают и вышивают декоративные дырочки, выполняют внутренние сетки, украшенные всевозможными разделками, вводят мережки.

Когда весь рисунок будет вышит, начинают дергать сетку в направлении от края сетки к контуру рисунка. Сперва подрезают и выдергивают по одной нити основы и утка в самом широком месте фона, постепенно переходя к более коротким нитям. Выполнять эту работу надо очень аккуратно и следить, чтобы нить не продернулась за контур рисунка. Готовую сетку обвивают одним из описанных способов.

Декоративные дырочки прокалывают специальной проколкой диаметром 3-5 мм, затем обшивают гладьевым валиком без предварительной наметки (рис. 53). Чтобы дырочки получались правильной круглой формы, края их надо сильнее стягивать ниткой.

Выполнение дырочки и проколка
Рис. 53. Выполнение дырочки и проколка

Проколку легко сделать из деревянной спицы, заточив один конец ее на конус.

Вологодская строчка по письму.

В этом виде вышивки контур рисунка обводится тамбурным швом один раз. Выполняется шов крючком. Середина рисунка оформляется атласниками, накладными сетками, стягами.

Атласники.

Это разновидность счетной глади, дающей двусторонний рисунок; произошли от старинного золотого шитья. Стежки счетной глади располагаются по прямой линии. За счет разной длины стежков получаются всевозможные фигурки.

Сновочные строчки, гипюры

В русской вышивке есть виды сеток, в которых рисунок получают не только путем заполнения клеточек, образованных из непродернутых нитей ткани, но и при помощи дополнительных сновочных нитей. Этот вид вышивки развился из вырезов. Однако в сновочной строчке сетку делают очень редкой, чтобы оставалось больше места для насновки, затем настилом переплетают оставшиеся столбики и сновки.

Такие вышивки напоминают игольное кружево и называются гипюрами. Выполняются катушечными нитками. Существует много разновидностей гипюра, называются они по месту возникновения: крестецкая строчка, вологодское стекло, горьковский гипюр и т. д.

Крестецкая строчка

Этот вид техники возник в Крестецком районе Новгородской области, зачастую называется еще крестецко-валдайской строчкой. В ней широко используются всевозможные мережки, сетки с заполнением клеточек паучками, паутинками, рогожкой. Узоры, выполненные в технике крестецкой строчки, представляют собой сочетание насновки и настила. Вышивают белыми нитками.

Рассмотрим один из узоров крестецкой строчки - так называемую простую крестецкую сетку (рис. 54).

Намечаем на ткани контур будущей вышивки, обрабатываем края вышивки и выдергиваем нити основы и утка ткани с таким расчетом, чтобы общее число продернутых и непродернутых полос по каждой стороне вышивки было нечетным. В нашем примере ширина продернутых и непродернутых полос одинакова и равна 0,5 см.

Последовательно соединяем нити в пучки по горизонтали, начиная с верхнего ряда, а потом и по вертикали. Метод соединения нитей такой же, как в мережке «жучок». Диагонали обрабатываем швом «вперед иголку», но так, чтобы рабочая нить на изнаночной стороне осталась под квадратиком непродернутой ткани. Пересечения горизонтальных, вертикальных и диагональных нитей пока не закрепляем.

Обработав все диагонали, в центре пересечения сновочных нитей выполняем паучки, каждый - отдельно. Закрепляем рабочую нить петлей на пересечении сновок, делаем 3-4 витка (не больше), закрепляем нить на этом же паучке и обрезаем. Нить лучше крепить так: выполнив последний виток, поворачиваем рабочую нить как бы для выполнения следующего витка, вкалываем иглу с изнаночной стороны и протягиваем нить на лицевую; сделав небольшой стежок вдоль витков, снова переводим нить на изнанку, туго затягиваем ее и обрезаем. При этом нужно стараться не исказить форму паучка.

Вышивка крестецкой сеткой
Рис. 54. Фрагмент вышивки, выполненной крестецкой сеткой. Край оформлен зубчиками, выполненными мережкой «простой столбик»

Такой вид закрепления рабочей нити удобен тем, что по сновочным нитям нет переходов от паучка к паучку, которые утолщают сновку; при закреплении нити можно исправить форму паучка, вколов иглу в нужном месте.

Однако, чтобы закрепить нить петлей в каждом новом паучке, необходимо вынуть ее из иглы, разделить на две, сложить пополам и снова вдеть в иглу. Это замедляет работу. Можно закрепить нить на пересечении сновок без петли. Делаем несколько стежков штопки вокруг центра сновок, затем поворачиваем иглу для выполнения первого витка и оставленный небольшой конец нити затягиваем в паучок.

Рассыпной гипюр (рис. 55)

Для его выполнения продергивается редкая сетка. Количество выдернутых и оставленных нитей зависит от плотности ткани. В данном случае рассыпной гипюр выполнен на батисте.

Ширина продернутых полосок составляет 0,8 см, а непродернутых (для столбиков) - 0,2 см. Столбики образовавшейся сетки перевиваем редкими стежками (каждый столбик обвит три-четыре раза). Одновременно со столбиками обвиваем края квадрата.

После этого в центральной клетке сетки насновываем четыре сновочные нити: две по диагонали и две через середины сторон. На их пересечении выполняем паучок. Затем от центральной клетки во все стороны насновываем рабочую нить; каждая сновочная нить должна иметь четное количество рядов, чтобы переплетать их двойным плотным настилом (рис. 56).

Выполняя настил, необходимо следить, чтобы получающийся луч не перекручивался, и прикреплять сновочную нить к столбику в местах их пересечения. Далее заполняем клеточки паучками и рогожками.

Вышивка рассыпным гипюром и мережками
Рис. 55. Фрагмент вышивки, выполненной рассыпным гипюром и мережками, оформленной зубчиками

Двойной плотный настил
Рис. 56. Выполнение двойного плотного настила

Для рассыпного гипюра надо брать катушечные нитки, их толщина должна соответствовать плотности ткани. В нашем примере вышивка на батисте выполнялась катушечной ниткой №80 в два сложения (двойную нить легче закреплять петлей).

Сновочный гипюр

Для этого вида вышивки ткань в нужных местах удаляется полностью.

Сновочные гипюры выполняются в основном в виде квадратов или прямоугольников, но могут иметь и форму круга, как в данном случае (рис. 57). Рисуем на ткани круг, контур его прометываем частыми стежками швом «вперед иголку» и начинаем вырезать ткань, отступая от наметки 2 - 3 мм.

Вырезав и подогнув небольшую часть круга, обметываем не очень плотно гладьевым валиком край вышивки. Обработав таким образом весь контур, через равные промежутки затягиваем отверстие круга сновочными нитями, перекрещивая их в центре. Все сновочные нити должны быть одинакового натяжения; в противном случае круг приобретет неправильную форму. После этого край круга обрабатываем петельным швом, как в вышивках ришелье. В центре выполняем паучок, а от него переплетаем настилом насновки.

Сновочный гипюр
Рис. 57. Сновочный гипюр

Вышивка будет иметь более современный вид, если для настила использовать цветные нити - мулине, гарус, хлопчатобумажные, шерстяные.

Вологодское стекло

Особенность этой строчки (рис. 58) в том, что она является непосредственным переходом от вышивки к игольному кружеву. В отличие от всех предыдущих строчек, разделяющие ее столбики состоят из цельных полосок ткани, а сама сетка образуется из воздушных петель.

Вологодское стекло
Рис. 58. Вологодское стекло

Намечаем на ткани квадрат, делим его на четыре меньших квадрата, вырезаем их, оставляя между квадратиками так называемые «тоньки» - полоски ткани шириной 2-3 мм.

Затем все четыре квадрата перекрещиваем двумя диагональными насновками в несколько рядов с тем, чтобы ширина насновок соответствовала ширине тонек, и переплетаем тоньки и насновки катушечными нитками.

Выполняем две круговые насновки и обрабатываем их петельным швом. Насновки надо класть слабо, без натяжения, чтобы в готовом виде они образовали круги и полукруги. Петельным швом обрабатываем стороны квадрата и выполняем сетку из воздушных петель в направлении от центра к сторонам квадрата.

Первый ряд воздушных петель делаем у второго круга, в каждом сегменте отдельно. Обратным ходом рабочей нитью, подхватывая петли первого ряда, прокладываем второй ряд и т. д.

Горьковский гипюр (рис. 59)

Стоит особняком среди строчевых вышивок. Выполняется по крупной сетке. Рисунок, в котором геометрические элементы сочетаются с растительными, отделяется от фона незаполненными клеточками. Одна из характернейших особенностей горьковского гипюра - крупные плотные сновки через несколько веточек, образующие рельефные элементы геометрического орнамента в виде листочков и цветов. Благодаря им горьковский гипюр производит впечатление пушистого снежного узора.

Фон сетки в горьковском гипюре заполняется паутинкой или восьмерками. Рассмотрим более подробно паутинку на четыре клеточки (рис. 60).

Рабочей нитью делаем воздушные петли по наружным столбикам четырех соседних клеточек от точки 1 до точки 2. Затем переходим на внутренний столбик в точку 3, поворачиваем назад, обратным ходом подцепляем ранее выполненные воздушные петли, немного стягивая их, и получаем круг, который замыкается снова в точке 3. После этого рабочую нить переводим в начало работы.

Вышивка горьковским гипюром
Рис. 59. Фрагмент вышивки, выполненной горьковским гипюром. Край оформлен зубчиками, выполненными по сетке петельным швом

Схема выполнения паутинки
Рис. 60. Схема выполнения паутинки на четыре клеточки

Другой простой способ заполнения клеточек - восьмерки по диагонали в одном направлении. Чтобы правильно выполнить этот шов, перед началом работы необходимо точно определить заполняемые клеточки.

Начинаем работу снизу от левого столбика нижней левой клеточки диагонали в точке 1 (рис. 61). Переводим иглу в противоположный угол клеточки, подхватывая рабочей нитью пересечение столбиков справа налево, снизу вверх. Таким способом проходим все клеточки данной диагонали до точки 2 (границы узора) и начинаем прокладывать шов в обратном направлении, также проводя иглу под пересечение столбиков справа налево, снизу вверх.

Таким образом, прямая и обратная нити пересекаются в каждой клеточке посередине. Переходя ко второму ряду восьмерок, обвиваем нитью горизонтальный нижний столбик в точках 3 и 4, а дальше прокладываем шов, как в первом ряду. Так можно заполнять клеточки сетки в каждой диагонали, через ряд и т. д.

Схема выполнения восьмерки
Рис. 61. Схема выполнения восьмерки по диагонали в одном направлении

Перед заполнением сетки восьмерками крест-накрест намечаем границы контура элемента узора. Закрепляем рабочую нить в точке 1 (рис. 62) и начинаем обрабатывать первую диагональ.

Прямым ходом рабочей нити, подхватывая на иглу пересечение столбиков справа налево, снизу вверх, продвигаемся к точке 2, поворачиваем обратно, таким же движением обвиваем пересечение столбиков и возвращаемся в точку 1.

Затем, обвивая крайний вертикальный столбик, спускаемся в точку 3, обрабатываем вторую диагональ; переходим к самой нижней левой клеточке в точку 5. Выполнив третью диагональ 5 - 6, возвращаемся в эту же клеточку в точку 7. От нее, обвивая горизонтальный столбик, переходим в точку 8 и начинаем прокладывать диагонали, перпендикулярные проложенным.

Первая диагональ нового направления будет располагаться в самой нижней левой клеточке. Рабочая нить пройдет от точки 8 через точки 9, 10, 11 и вернется в точку 8, обвивая пересечения столбиков.

Схема выполнения восьмерки крест-накрест
Рис. 62. Схема выполнения восьмерки крест-накрест

Выполнив восьмерку крест-накрест в левой нижней клеточке, прокладываем от точки 8 до точки 8а и обратно очередную диагональ восьмерок. Из точки 8, обвивая горизонтальный столбик последней обработанной клеточки, переходим в точку 12, откуда прокладываем восьмерку накрест через две клеточки от точки 14 до точки 1. Таким способом заполняем весь элемент узора.

Изделия, выполненные в технике горьковского гипюра, часто заканчиваются зубцами. Шов, которым обметывают края изделия, должен красиво окантовать вышивку и не давать ей закручиваться. Прежде чем обметывать зубцы, нужно по краям сделать настил, лучше из мягких нитей, в два-три ряда (рис. 63), чтобы обметочный шов был рельефнее и прочнее. Вертикальные и горизонтальные столбики вместе с нитями мягкого настила обметываем частыми стежками петельным швом с перевивом (ришелье).

Внешние углы (то есть пересечение столбиков, которые будут на краю изделия) обметываем двумя-тремя стежками, а внутренние либо пропускаем, либо обметываем одним стежком.

Настил и обметывание столбиков
Рис. 63. Настил и обметывание столбиков для получения зубчиков